Логопедическая подготовительная группа " Лучики" МАДОУ № 13 пос.Высокий
Мастер класс по сказкотерапии "Путешествие в сказку"Мастер-класс по сказкотерапии для родителей "Путешествие в сказку" Подготовила Сиденко Е.В. Цель: обучать родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания. Задачи: Вовлекать родителей в активную познавательную деятельность; Познакомить с приемами работы со сказкой; Повышать психолого-педагогическую культуру родителей. Методическое и техническое оборудование: Мультимедиа, ТСО, миски с молоком, жидкие пищевые красители, зубочистки, кисти для рисования , моющее средство, ватные палочки, влажные салфетки. Ход проведения: Теоретическая часть Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер - класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку! » Что такое сказка? (ответы родителей) Важны ли сказки для ребенка? (рассуждения родителей) Общее мнение родителей: сказки взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Актуальность: Я хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии. Сказка о сказкотерапии. В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях - и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее. Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы… И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер с различными стрелялками. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек. Сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков и их общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни. И никто не знал как ему помочь… Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка. Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были… », а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве… », а затем «жили-были старик со старухой… ». И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено! Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребенка. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста: 1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы. 2. Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия. 3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает. Моя работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов. Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Это использование волшебных предметов: волшебная свеча, волшебный клубочек, волшебная палочка, волшебная шкатулка, волшебная книга, проговаривание волшебных заклинаний. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Роль проводника играют куклы бабушки – старушки, Феи, Гномики, Эльфы. Наши сказочные путешествия наполнены играми, позволяющими ближе познакомиться со сказкой. Практическая часть Наша работа будет проходить по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии. Уважаемые родители я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку… Приветствие. Сегодня наше путешествие я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет своё имя, а затем своего любимого сказочного героя. Приветствие: «Здравствуйте, меня зовут… » Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел. Сегодня ночью ко мне прилетела Фея снов, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. А я поведаю ее вам, слово в слово. СКАЗКА На одной сказочной поляне жила – была Фея цветов. И росли у неё прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался. Подползет Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание… И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар. Прискачет Зайка-Трусишка, на сказочную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу. Но однажды, случилось несчастье! Узнала про эти «чудо - цветы» злая колдунья. И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы. Но Фея Цветов отказалась помогать злой колдунье. Она страшно разгневалась. «Ах, так! » – закричала колдунья. «Если ты отказываешься исполнять мои желания» - сказала она. «Тогда твои цветы больше не смогут помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание… В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы… - Вот какая произошла грустная история! - А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь? (родители выдвигают гипотезы) Воспитатель: У меня есть волшебные краски… Эти краски живые. Вы рисовали когда-нибудь живыми красками? И с их помощью мы сможем оживить Чудесные цветы. Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку… Ритуал «входа» в сказку Воспитатель: Проводит нас в сказку волшебная свеча. Огонь может творить чудеса: если смотреть на него, не отрываясь, то перенесёшься куда захочешь! Но для начала мы должны её зажечь. Для этого мы должны произнести волшебное заклинание – «Раз – два – три – волшебная свеча гори! Сказочная музыка превращение - Ну вот, мы и в сказке. Тихим голосом, поблагодарите волшебную свечу. - Посмотрите, какие здесь красивые бабочки. Но почему они грустные? Ответы родителей - Давайте поможем нашим бабочкам: развеселим их, подуем на них. Для этого делаем вдох через нос и выдох через рот. Так чтобы тонкая струйка воздуха щекотала наши губы. Дыхательная гимнастика «Подуй на бабочку» Повторяется 3 – 4 раза Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть цветам волшебную силу. Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача - расколдовать волшебные цветы. - Но злая колдунья забросала тропинку огромными и тяжелыми камнями. Что же нам делать? Ответы родителей - Правильно нам нужно убрать их с дороги, освободить путь. Психогимнастика «Тяжелый камень» - Молодцы! Мы и освободили путь лишь благодаря тому, что работали с вами дружно. А теперь самое главное - рисование живыми красками (На столах приготовлены миски с молоком, жидкие пищевые красители, зубочистки, кисти для рисования , моющее средство, ватные палочки,, влажные салфетки). - Колдунья спрятала чудесные цветы. Но когда волшебная краска попадет в миску с молоком, они оживут. Вы можете играть с красками, добавлять цвета, добавить немного моющего средства с помощью ватной палочки. Мир, который мы творим внутри и вокруг себя, не может быть черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя краски. Видео «Цветы моего сердца» под музыку Шри Чинмоя Воспитатель: Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Мы настоящие добрые волшебники.Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность… Развивающий элементы самосознания. - Я вам предлагаю напоследок побывать в сказочном саду, послушать, как весело радуются маленькие феи, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание. Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир! Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству! - Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется! Ритуал «выхода из сказки» И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились. - Но для того чтобы вернуться мы должны погасить волшебную свечу. Раз – два – три – свеча не гори! Заключительный этап – рефлексия. - Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель? - Сейчас мы будем передавать свечу, и расскажем, какие чувства мы испытывали в процессе путешествия, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить. (передаем свечу по кругу) - Уважаемые родители, мне было с вами приятно сотрудничать. Благодарю за внимание и участие! 22 апреля 2017 в 00:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.